«Искусство управления — в системе»

Журнал «БОСС» постоянно уделяет большое внимание событиям на рынке информационных технологий (ИТ) — одном из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики.

На этом рынке, как ни в одной другой области современной человеческой деятельности, «спрессовано» время: каждые полгода происходят существенные обновления аппаратно-программной базы, каждый год возникают принципиально новые технологии, каждые 2—3 года — новые стратегические открытия, создающие новые возможности использования ИТ для бизнеса. В последнее время в компьютерной и деловой периодике появляется много публикаций о крупных проектах, выполненных компанией TopS — одним из лидеров российского рынка системной интеграции. В этой связи наш журнал решил побеседовать с директором департамента системной интеграции и техническим директором TopS Борисом Коноваловым

IT-СИСТЕМЫ «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОШИВА»

— Борис Матвеевич, что Вы понимаете под термином «системная интеграция»?

— Наше корпоративное понимание этого термина заключается в предоставлении заказчику комплексных законченных решений, которые полностью отвечают как тактическим, так и стратегическим бизнес-задачам. Такие полнофункциональные решения могут включать в себя кабельную инфраструктуру, установку активного сетевого оборудования, рабочих станций, серверов, создание систем архивирования и резервного копирования, построение систем высокой готовности, систем управления и мониторинга, разработку программного обеспечения, консультирование и поддержку. При этом мы стараемся решать ключевую задачу системной интеграции — создание единой управляемой и надежной информационной среды предприятия.

— Почему такие решения привлекательны для заказчиков?

— Наши заказчики достаточно грамотные специалисты, чтобы понимать, с какими проблемами они столкнутся, приобретая различные части такой единой среды в разных местах. Может быть, «к пуговицам» претензий и не возникнет, но «костюмчик» сидеть не будет. «Лоскутная автоматизация» уже всем доказала свою полную несостоятельность. К нам обращаются многие компании с просьбой помочь наладить взаимосвязь отдельных автоматизированных элементов, выполнить масштабирование, перейти на новую инфраструктуру. Мы беремся и за такие задачи.

Но лучше, если решения создаются на основе грамотного исследования бизнес-процессов предприятия и его IT-структуры. Это автоматизация «на вырост».

— Каким образом компании TopS это удается?

— Можно назвать три основных составляющих нашего успеха. Во-первых, это современные теории и технологии построения информационных систем. Во-вторых, грамотно выбранные и освоенные программные продукты и оборудование. В-третьих, опытные, квалифицированные и сработавшиеся специалисты.

Приведу несколько примеров. Мы активно используем знания и рекомендации ITIL (IT Infrastructure Library), собранные в единой библиотеке, аккумулирующей международный опыт в области информационных технологий.

Предлагаемые нами системы строятся на современных платформах лидеров компьютерной индустрии. Прежде всего это семейство продуктов HP OpenView. Мы очень серьезно занимаемся этим направлением. По результатам прошлого год были признаны «Партнером года» в России.

Для построения систем поддержки пользователей, управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM — Customer Relationship Management) используются продукты компании Remedy, чей Help Desk признан мировым стандартом в области систем поддержки пользователей.

Для построения единой информационно-программной среды предприятия мы используем технологию CORBA (Common Object Request Broker Architecture) и даже влияем на создание этого уникального стандарта, являясь членом OMG, международного недоходного консорциума, занимающегося созданием стандартов в области распределенных программных систем. Для постановки задач, для моделирования бизнес-процессов мы используем другой стандарт этого консорциума — UML (Unified Modelling Language). Для создания компонентных программных систем, которые предоставляют заказчику уникальные возможности масштабирования, выравнивания загрузки серверов, расширения и модификации, мы используем технологии EJB (Enterprise Java Beans) и J2EE (Java 2 Enterprise Edition), которые тесно связаны с технологиями CORBA и XML (Extensible Makeup Language).

Последний мы также активно применяем для связывания программных приложений друг с другом и разработки Web-приложений. В качестве хранилищ информации, аналитических средств ее обработки мы используем продукты нашего партнера — компании ORACLE, чье лидерство на мировом рынке неоспоримо. С помощью этих средств, подобно портному, надеемся, что хорошо, мы создаем сегодня корпоративные системы «по фигуре» нашего заказчика, которые не только решат его сегодняшние проблемы, но и подойдут для завтрашнего дня.

— С компаниями каких отраслей бизнеса Вы предпочитаете работать?

— Самых разных. В круг наших клиентов входят в частности компания «АЛРОСА», один из крупнейших наших заказчиков, а также Тюменская нефтяная компания, «Рязаньэнерго», «Славнефть».

Много телекоммуникационных компаний: МТУ, «Московская сотовая связь», «Телеросс», Global Tel, «Новгородтелеком» и многие другие. Этот рынок для нас очень важен. Интересно, что TopS так или иначе работает со всеми московскими сотовыми операторами: и с МСС, и с МТС, и с «Вымпелкомом».

Немало среди наших клиентов промышленных предприятий машиностроения и ВПК: например, ОКБ Сухого, Пермская приборостроительная компания. Есть также предприятия химической, фармацевтической промышленности. Работаем с финансовыми учреждениями, в частности с Внешэкономбанком, банком «Возрождение»

— То есть Ваши услуги не зависят от сферы бизнеса Ваших заказчиков?

— Было бы неправдой сказать, что информационные технологии не зависят от бизнеса компании. Конечно, это не так. Но, с другой стороны, идеи, принципы, технологии, которые заложены в основании ИТ на предприятиях различных отраслей, едины. Естественно, мы стараемся учитывать специфику наших заказчиков. Ведь, с другой стороны, даже в одной отрасли каждая компания обладает индивидуальностью. Иногда удается использовать наши наработки, сделанные в одной отрасли, для другой, но в основном наша сила — не в количестве наработок, а в приобретенном опыте.

Как пример использования наработок приведу резервные вычислительные центры, которые создавались нами в банковской сфере, а затем были использованы в других отраслях. Конечно, мы не можем заниматься специальными средствами автоматизации для всего спектра современного бизнеса. Но в некоторых из них мы достигли заметных успехов. Среди них мне хотелось бы отметить направление САПР, которое очень активно у нас развивалось и развивается.

Основным партнером в этой области является компания UGS, бывшая Unigraphics Solutions. При этом мы не только продаем их продукты, но и предлагаем свои услуги по консультированию и разработке, начиная со стадии приобретения оптимальной конфигурации и заканчивая стадией внедрения, которая совершенно необходима, когда речь идет о таких сложных системах. Имеем собственные уникальные решения, особенно в области механообработки. Некоторые уже прошли стендовые испытания.

У TopS множество проектов, связанных с построением систем высокой готовности, необходимых прежде всего для функционирования ERP-систем. Мы всегда большое внимание уделяли большим системам, сложным их элементам — RISС-серверам, хранилищам данных, системам резервного копирования.

НАЧАЛО БЫЛО ТРАДИЦИОННЫМ

— А с чего компания начинала, как пришла в сферу системной интеграции?

— Начинали, как многие в начале 90-х, с поставки «коробочного» программного обеспечения, персональных компьютеров.

Но что, может быть, сразу отличало от других — занимались серьезной дистрибуцией программного обеспечения, а не примитивными поставками всего чего угодно. Всегда стремились чем-то выделяться среди большого числа возникших тогда IT-компаний, предлагали клиентам дополнительный сервис: консалтинг, доставку и установку оборудования и ПО, гарантийное обслуживание. И еще: практически сразу нацелились на развитие фирмы в направлении системной интеграции.

Нашим фирменным стилем с самого начала было браться за трудные задачи, за то, что, казалось бы, не востребовано на рынке. Потому что стремились ориентироваться не только на то, что спрашивают потенциальные потребители сегодня, но и на то, что им реально понадобится для решения бизнес-задач завтра.

Жизнь показала, что выбор был сделан правильно. Это справедливо и в отношении систем управления ИТ-структурой, и в отношении систем управления финансово-хозяйственной деятельностью, что с некоторых пор выделилось в департамент корпоративных интегрированных систем.

На счету этого подразделения уже есть как законченные проекты, такие как «Нижфарм» (о нем наш журнал рассказывал в номере 5 за 2000 год. — Ред.), так и несколько проектов, которые реализуются в настоящее время…

Но на начальном этапе двумя нашими «кормящими матерями» были поставка «коробок» и поставка ПК. Благодаря ним сформировались два основных наших направления: дистрибуция программного обеспечения и системная интеграция.

— А как выделились два основных направления бизнеса — дистрибьюторское и интеграторское?

— Фактически уже на первых порах в деятельности компании эти два направления обозначились, хотя термин «системная интеграция» тогда был мало кому знаком, да и значение его интерпретировалось весьма широко.

Например, один из партнеров нашей компании — производитель компьютеров Summit Systems — предоставлял своим дистрибьюторам статус «системный интегратор», подразумевая, что партнеры обязаны не только продавать производимые ими компьютеры, но и предоставлять некий сервис. Видно, в том был знак судьбы.

Потому что с 1992 года это направление деятельности компании стало бурно развиваться и наполняться содержанием, соответствующим современному определению этого термина. Чуть позже, в 1994 году, когда у нас начало активно развиваться направление компьютерных информационных систем, о котором я упоминал выше, нашими партнерами стали компании EDS и Computer Associates, что послужило началом развития еще одного направления бизнеса компании TopS — автоматизация промышленных предприятий.

А что до дистрибуции, то TopS сейчас продвигает программное обеспечение Microsoft, Borland, Symantec и многих других иностранных и российских производителей. Это фактически полный спектр программного обеспечения, присутствующего сегодня на рынке информационных технологий как для конечных пользователей, так и для предприятий.

— Кто был Вашим первым клиентом в области системной интеграции?

— Трудно сейчас восстановить в памяти, кто был самым-самым первым — параллельно шла работа с несколькими клиентами. Одним из них была компания «Московская сотовая связь» (МСС). Это клиент, с которым мы работаем девять лет. Когда мы начинали сотрудничество, и МСС, и TopS были маленькими компаниями. Сейчас и мы, и они выросли в достаточно крупные структуры.

Отношения с этим заказчиком весьма показательны. Ведь начинали мы с поставок компьютеров, создания кабельной сети, системы сетевого управления, а далее — реализация серьезных проектов, создание систем высокой готовности для биллинговой системы МСС, участие в интернет-проекте этой компании, который является самостоятельным направлением ее бизнеса.

— За годы, которые TopS работает на рынке, было несколько волн техники. Как менялись технические пристрастия TopS?

— Мы все время проводим мониторинг рынка информационных технологий, продуктов, выбираем новые продукты, новых производителей, открываем новые направления.

Свежий пример — сотрудничество с компанией Remedy в области ITSM — систем управления IT-сервисами, и CRM — систем управления взаимодействиями с клиентами. Если первые ориентируются на внутренних потребителей, то вторые адресованы внешним заказчикам.

В прошлом году мы уже завершили несколько проектов с использованием продуктов Remedy. Эти проекты представляют собой наши оригинальные разработки для конкретных заказчиков, поскольку поставляемая компанией Remedy система Action Request System, на которой мы реализовывали проекты, является высокоуровневым конструктором для создания подобных систем. Практически во всех этих проектах мы осуществили интеграцию с системами управления, например, построенными на продуктах HP OV.

Такая интеграция добавила такой «слой», как управление уровнем сервиса, который необходим как заказчикам, так и их клиентам. К счастью, мы сделали правильный выбор изначально. И наша последовательность приносит плоды, иначе вряд ли мы достигли бы тех результатов, которые имеем сейчас. Бизнес в области информационных технологий очень затратный. Необходимо иметь высококлассную команду, вкладывать деньги в обучение, сертификацию, демонстрационное оборудование, организовать службу поддержки и многое другое…

Ориентация на HP — мощный мировой брэнд — была связана с разноплановостью решений. Можно предлагать полные решения от одного поставщика. HP — это очень мощный интегратор, и мы многому научились у него. Наше сотрудничество не ограничивается продажей только их оборудования и ПО. У нас есть удачный опыт комплексных проектов с использованием продуктов Cisco Systems, Oracle и других совместных проектов по созданию ITSM/CRM систем на продуктах компаний HP и Remedy. Работа с представительством HP в России во многом способствовала быстрому обучению нашей компании работе на уровне «мировых стандартов».

Под «мировыми стандартами» я понимаю, что работа должна быть выполнена точно в срок, очень аккуратно, очень надежно и очень профессионально.

Приведу пример развития отношений с одним из наших клиентов. Это московское представительство SmithKline Beecham. Создание информационной системы нами выполнялось в соответствии с требованиями головного IT-департамента этой компании. А в ней очень высокий корпоративный стандарт в области информационных технологий.

— А как удавалось такой еще молодой и начинающей тогда фирме соответствовать высоким стандартам своих заказчиков?

— Я уже говорил об этом: благодаря «трем китам» — технологии, продукты, персонал. В TopS удалось сразу привлечь хороших специалистов, многие из которых уже имели определенный опыт работы в области информационных технологий в научно-исследовательских институтах, в госучреждениях. В основном команда складывалась из выпускников МИФИ, МВТУ, Физтеха, МГУ — то есть ребята собрались сильные.

Это позволило сразу заниматься сложными задачами: мощными RISC-серверами, системами резервного копирования, резервными вычислительными центрами.

Сейчас наши специалисты сертифицированы по продуктам и технологиям не только Hewlett Packard, Compaq, Sun Microsystems, Cisco Systems, Microsoft, Novell, Oracle, Inprise (Borland), Remedy, CheckPoint.

TOPS МИРНЫЙ И УДАЧНЫЙ

— Что собой представляет компания TopS на сегодня?

— Сейчас это уже группа компаний. Постепенно у нас возникло очень мощное интернет-направление, которое выделилось в отдельную компанию — eTopS Consulting; она занимается консультированием в области электронного бизнеса, созданием систем управления электронным документооборотом, интернет-магазинов. Собственно TopS — это направление дистрибуции программного обеспечения, системная интеграция, направление КИС.

— А что представляет собой TopS с финансовой и организационной точек зрения?

— У «основной» TopS 22 миллиона долларов годового оборота, в ней в настоящее время трудятся более 80 человек. Имеем офисы в Питере, Киеве, Волгограде. Если два первых — это в основном дистрибуция, то последний нацелен на интеграторские проекты и на создание систем управления предприятиями.

В феврале мы открыли офис в Якутии: у него замечательное название — TopS-Мирный (по названию города Мирный — центра алмазодобывающей промышленности России). В плане маркетинга хорошо бы открыть еще один якутский филиал в городе Удачном. Наверное, догадываетесь, какое у него будет название…

Этот офис создан для обслуживания нашего проекта с компанией «АЛРОСА». Сейчас там выполняются проекты по созданию или модернизации локальных вычислительных сетей с использованием структурированных кабельных систем. Это часть проекта по созданию интегрированной системы управления компании «АЛРОСА», которая охватит по сути всю республику.

Вообще TopS нацелен на активное развитие своей региональной сети. В большинстве случаев мы работаем в областях, краях и республиках России, в странах СНГ через партнерские IT-компании. Дистрибуция решений происходит в значительной степени через них.

— Как будет развиваться компания в ближайшие годы?

— В стратегическом смысле мы предполагаем развиваться по трем направлениям. Первая — традиционные области нашей деятельности. Это планирование ресурсов, выбор архитектуры распределенных промышленных приложений и реализация проектов для бизнес-приложений ERP, организация систем высокой надежности, инсталляция и настройка реляционных СУБД (Oracle, Sybase, Informix), построение единой информационной среды предприятия, создание промежуточного программного обеспечения, организация систем резервного копирования, архивирования и диагностики корпоративных информационных сетей, выработка рекомендаций по реинжинирингу, и построению мультисервисных сетей, организация интернет-узлов и обеспечение безопасной работы, планирование и построение систем управления корпоративной инфраструктурой.

Вторая — новые области деятельности. К ним следует отнести зарождающееся направление поддержки клиентов. В настоящее время наша компания стала первой линией поддержки по продуктам Open View HP. Для этого была выделена отдельная группа и внедрена система автоматизации, реализованная нашими специалистами на продуктах компании Remedy. Мы планируем расширять спектр поддерживаемых продуктов, куда, несомненно, войдут все наши собственные разработки, а кроме того, внедрить в компании автоматизированные системы управления контактами и поддержки качества программных продуктов. Мы собираемся активизировать деятельность группы разработки, заниматься консалтингом в области сетевого и системного управления, распределенных компонентных систем.

Третье направление. Более активно станем заниматься аудитом инфраструктуры, приложений, выработкой рекомендаций.

Будем развивать также обслуживание компаний на основе аутсорсинга — когда мы берем на себя функции корпоративной IT-службы. Очень много внимания мы уделяем вопросам профессиональной организации работ.

Четвертое — новые продукты и новое оборудование. Компьютерный рынок развивается столь стремительно, что, ориентируясь на лидеров компьютерной индустрии, нельзя забывать и об остальных. Мы постоянно следим за изменениями на этом рынке и присматриваемся к перспективным поставщикам.

Компания станет более прозрачной, лучше организованной с точки зрения менеджмента. Уже сейчас мы стремимся учитывать все затраты, чтобы каждая копейка использовалась эффективно. И, кстати, пробуем все технологии управления, которые предлагаем заказчикам, на себе.

— На чем TopS делает основные деньги?

— Есть деньги и деньги. Есть небольшие, но регулярно, есть большие суммы, но реже. И те, и другие поступления очень важны для устойчивости бизнеса.

Понятно, что системные проекты означают достойные суммы. Консалтинг и дистрибуция — совершенно разные, с точки зрения оборотов и прибыльности, виды бизнеса. Хотя произведение оборота на маржу должно быть одинаковым для успешных дистрибутора и консультанта. Сосуществование этих бизнесов в одной компании дает возможность стабильного развития компании.

В системной интеграции это собственно интеграторские проекты, консалтинг и дистрибуция решений через партнеров.

— С какими трудностями Вы сталкиваетесь при выполнении проекта?

— Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, — недостаток четких формулировок при постановке задачи, неясная стратегическая цель, отсутствие достойного финансирования. И, на что мне хотелось бы указать особо, желание сделать проект «чужими», то есть нашими руками. Любой проект только тогда может быть успешным, когда в нем принимают самое активное участие представители заказчика. Без примерок хорошее платье не сошьешь.

Стремление выиграть в цене, прошу прощения за тавтологию, любой ценой — даже в ущерб функциональности, надежности, обеспечению необходимого уровня поддержки. Хотя всем известно, что дешево хорошо не бывает.

И потом внедрение, сопровождение совершенно необходимо. Можно, конечно, купить все самим, установить, но для того, чтобы заставить все правильно работать, надо пройти тот путь проб и ошибок, который прошли мы.

— Как клиенту правильно выбрать поставщика ИТ?

— Нужно пригласить профессиональную компанию, а не самую дешевую.

При оценке параметров очень важно проанализировать, имеет ли фирма необходимые ресурсы, чтобы реализовать конкретный проект, предлагает ли она методологию или просто использует набор решений, осуществляет ли сервисную поддержку.

— За счет чего предложение TopS оказывается для клиентов выгоднее предложения Ваших конкурентов?

— За счет целого ряда причин. Прежде всего профессионализм — вероятность технической ошибки и вследствие этого дальнейших потерь минимальна. У нас особое отношение к заказчику: проект не заканчивается поставкой оборудование. Его завершение — это ввод в эксплуатацию.

Кроме того, у TopS, как я уже говорил, очень крепкие связи с «вендорами» — создателями платформ, на которых мы работаем: HP, Cisco Systems, Checkpoint, Remedy, Oracle…

Наша компания стремится к работе на основе понятных и приемлемых для нас критериев выбора подрядчика, прежде всего на основе профессионализма и индивидуального подхода к каждому заказчику. За это нас и ценят клиенты. В конце концов, мы не продаем технику — мы работаем с людьми.

Беседу вел Олег БОРИСОВ