Барьеры все ниже

Столичные власти известны стремлением создать в городе благоприятную для бизнеса атмосферу. В частности правительство Москвы целенаправленно противодействует разного рода административным барьерам, сдерживающим предпринимательскую инициативу. Составной частью этих усилий является мониторинг наиболее острых проблем взаимодействия бизнеса и контролирующих его инстанций.

В конце 2000 года при участии специалистов Института проблем малого предпринимательства, Российского независимого института национальных и социальных проблем и Центра социального прогнозирования было проведено обследование тысячи ста малых предприятий Москвы с целью оценить степень «бюрократического давления» на этот сектор. Вот что показало это исследование.

В НОВЫЙ ВЕК — С УСКОРЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ

Самой острой проблемой развития бизнеса многие годы считались трудности начального этапа: сложности с официальной регистрацией, постановкой на учет в налоговую инспекцию, фонды, органы статистической отчетности и т.п.

Опрос показал, что сейчас оформление новых предприятий в Москве происходит за 1—2 месяца. Это намного быстрее, чем 5—7 лет назад.

Ответы на вопрос о том, сколько времени уходит на оформление открытия предприятия, распределились следующим образом:

  • 25,9% – до 1 месяца;
  • 40,4% – от 1 до 3 месяцев;
  • 9,5% – от 3 до 6 месяцев;
  • 3,5% – свыше 6 месяцев;
  • 1,2% – иное;
  • 19,5% – затрудняюсь ответить.

В массе предприятий, уложившихся в один месяц, преобладали компании, открывшиеся в 1998—1999 годах и особенно в 2000 году. В целом же анализ результатов позволяет говорить о линейном сокращении сроков оформления в течение истекшего десятилетия. А из этого следует, что усилия московских властей даром не пропали.

Выявилась и еще одна закономерность: среди предприятий, зарегистрированных в минимальный срок, больше всего предпринимателей без образования юридического лица. За ними следовали владельцы предприятий типа обществ с ограниченной ответственностью. Причем чаще всего это были компании, которые начинали работать «на пустом месте». И наоборот, создание предприятий на месте ранее существовавших почти неизбежно означает увеличение сроков оформления (более месяца). Так что неверно было бы утверждать, что органы регистрации и контроля снисходительны к бывшим госпредприятиям и чрезмерно строги к новым частным.

Оказалось также, что сроки регистрации предприятия зависят в частности от социального происхождения и образовательного уровня его владельцев. Хотя четкой зависимости здесь выявить не удалось, большинство предпринимателей — выходцев из рабочих жаловались на длительную регистрацию (более трех месяцев). Для сравнения: бизнесмены из научно-технической интеллигенции укладывались в 1—3 месяца, а иногда и в более короткие сроки. Вероятно, бывшим рабочим было особенно сложно разобраться с хитросплетениями регистрационного процесса.

БОГАТЫЕ ПЛАТЯТ БОЛЬШЕ

В ходе опроса был задан и вопрос о совокупной цене оформления предприятия. В среднем в конце 2000 года затраты на регистрацию составляли в Москве 587 долларов.

Однако разброс в ответах был очень велик – от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов. Кроме того, оказалось, что в последние годы затраты на оформление несколько возросли.

Например, до 1992 года средняя стоимость регистрации составляла 511 долларов, в 1993—1997 годах – 551 доллар, в 1998—1999 годах – 649 долларов, а в 2000 году она выросла до 721 доллара.

Наибольшие суммы за регистрацию уплачивали единоличные владельцы дела, минимальные – основные акционеры ЗАО или ОАО.

Размер затрат зависит также и от сферы деятельности. Выгоднее всего регистрировать научно-технические предприятия, юридические и транспортные фирмы. Самыми «дорогими» оказались предприятия общественного питания, фирмы, занятые в пищевой промышленности, строительстве и в сфере туризма.

По имущественному цензу максимальные значения показали предприятия с имуществом на сумму свыше 500 тыс. долларов. Однако именно у них были кратчайшие сроки оформления, поскольку они были готовы платить за срочность более 1 тыс. долларов. За ними (по убывающей) следуют компании с имущественным цензом от 50 до 200 тыс. долларов, тратившие на регистрацию около 750 долларов. Самые маленькие расходы на оформление были у фирм с имущественным цензом в 500—1000 долларов. Такие предприятия стараются всю процедуру оформления проходить самостоятельно, чтобы сэкономить.

Многие предприниматели уверены, что упрощение регистрации способствует выводу бизнеса из «тени». Особенно часто об этом говорили бизнесмены с невысоким имущественным цензом из сфер бытового обслуживания и общественного питания (а там, как известно, действительно немало предприятий, уклоняющихся от легализации).

Иными словами, благодаря усилиям городских властей наиболее массовая и одновременно самая бедная (по имущественному цензу) часть бизнеса испытывает сейчас минимум проблем с оформлением. А вот у «середняков» дела обстоят сложнее. Она считают, что московским и федеральным властям необходимо задуматься об упрощении регистрационной процедуры.

У КАЖДОГО ОРГАНА — СВОИ ПРИСТРАСТИЯ

Участникам опроса было предложено оценить «активность» органов контроля и назвать самые беспощадные из них.

Лидерами этого «хит-парада» оказались представители федеральных структур, деятельность которых, однако, лежит за пределами прямого контроля над бизнесом. Прежде всего органы внутренних дел. Причем, как следует из таблицы, их сомнительное лидерство носит абсолютный характер.

Столь острый интерес работников милиции к малым предприятиям явно противоречит частым жалобам предпринимателей на незащищенность от криминала. Получается, что интерес милиции к бизнесу объясняется отнюдь не стремлением ее сотрудников помочь предпринимателям в их противостоянии бандитам.

Что касается налоговиков, занявших второе место по числу визитов к московским бизнесменам, то их активность во многих случаях остается в рамках нормы. Почти половину московских предприятий налоговая инспекция проверяет раз в год и даже реже. В то же время другая половина предприятий жалуется на чрезмерное внимание фискальных органов. И особенно часто — ПБОЮЛ.

Представители СЭС с особым энтузиазмом проверяют тех, кто начал бизнес в 1998—1999 годах. Прежде всего их интересуют общественное питание, оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность. И это закономерно. Однако повышенный интерес санитаров к туркомпаниям можно объяснить только их сравнительно высокой доходностью, что открывает дополнительные возможности для вымогания взяток (недобросовестности здесь способствует и расплывчатость критериев оценки). Кстати, чаще всего СЭС «навещает» компании с имущественным цензом от 100 тыс. долларов и выше.

Пятое место по активности проверок заняли представители префектур и районных управ. Однако здесь просматривается связь между проверками и реальной поддержкой бизнеса. Из ответов следовало, что часто проверяемые предприятия получают поддержку в виде льготной аренды помещений. Причем, как правило, это фирмы с невысоким имущественным цензом — от нескольких сот долларов до 5 тыс. долларов.

Приоритеты других проверяющих выглядят следующим образом. Энергетики чаще всего контролируют тех, кто работает на улицах и получает официальные разрешения на подключение к уличному источнику электропитания.

Органы контроля за ценообразованием неравнодушны к предприятиям бытового обслуживания, оптовой торговле, легкой и пищевой промышленности.

Органы лицензирования особенно интересуются компаниями, которые пришли в бизнес еще до 1992 года, а также к приватизированным предприятиям.

Пенсионный фонд часто проверяет строителей, пищевиков и легкую промышленность, причем особое «расположение» этой структуры снискали компании с имущественным цензом до 500 долларов.

Органы контроля за недвижимостью, сообразно профилю, особое внимание уделяют строительным организациям.

Представители архитектурно-планировочного управления часто захаживают к тем, кто не имеет помещения в личной собственности, но при этом обладает высоким имущественным цензом (до 200 тыс. долларов).

Наконец, самые лояльные по отношению к московским предпринимателям представители земельных органов чаще всего проверяют компании, занятые в легкой промышленности, строительстве, общественном питании, арендующие помещения у сторонних организаций.

Все остальные органы, упомянутые в таблице, особых предпочтений не имеют.

Органы, названные в числе наименее коррумпированных:

органы лицензирования и сертифицирования — 1,8% опрошенных;

архитектурно-планировочное управление — 1,3% опрошенных;

органы экологического контроля — 1,1% опрошенных;

энергетики — 1,0% опрошенных;

таможенные органы — 1,0% опрошенных;

органы контроля за недвижимостью — 0,9% опрошенных;

земельные органы — 0,8% опрошенных;

Пенсионный фонд — 0,3% опрошенных;

органы контроля за ценообразованием — 0,3% опрошенных;

трудинспекция — 0,2% опрошенных.

Как часто ваше предприятие посещают…?

















































































































  Реже, чем раз в год Ежегодно Ежеквартально Ежемесячно Чаще, чем раз в месяц

Пожарный надзор


4,7


22,8


34,1


27,8


3,6


СЭС


10,5


21,3


30,6


23,7


3,0


Трудинспекция


47,2


18,6


6,2


2,2


0,3


Лицензионная палата, др. лицензионные органы


47,7


20,4


2,5


0,8


0,4


Архитектурно-планировочное управление


56,0


12,1


3,0


0,7


0,1


Налоговая инспекция


14,8


33,9


27,8


8,8


4,1


Органы внутренних дел


13,8


12,1


23,9


25,1


11,8


Таможенники


59,7


4,9


1,4


0,9


0,2


Пенсионный фонд


27,9


38,7


10,0


1,9


0,2


Земельные органы


55,1


11,5


3,4


0,6


0,1


Органы по контролю за недвижимостью


52,7


15,7


4,2


0,8


0,2


Энергетики


21,1


22,3


25,8


10,7


1,1


Органы контроля состояния окружающей среды


41,7


18,8


13,9


5,0


1,1


Представители префектуры, районной управы


20,2


18,6


25,7


12,9


1,9


Органы контроля ценообразования


45,7


16,4


8,6


2,8


0,6