В сетях

Принятие любого управленческого решения опирается на тот или иной информационный базис, поэтому для успешного существования на рынке фирме важно постоянно накапливать информацию. Это могут быть данные по экономической системе, переменам в обществе и политике не только в собственной стране, но и на мировом уровне, информация о рынке, товарах, конкурентах.

Современный менеджмент должен учитывать тенденции: ускорения глобализации бизнеса, приобретения всемирных масштабов рынками товаров, услуг и технологий; ускорения процессов технологического обновления, роста риска конфликтов в мире из-за автономизации народов и наций.

Информацию, собираемую фирмой, обычно принято делить на первичную и вторичную. Первичную информацию фирма обычно собирает самостоятельно. Эти данные эксклюзивны, соответствуют конкретным стратегическим задачам компании и могут быть засекречены. Но сбор первичной информации требует обычно значительных материальных и трудовых ресурсов.

Вторичная — это информация, которая кем-то получена, переработана и предъявлена фирме для анализа. Основными источниками для вторичных данных являются: внутренняя информация компании (устав, учредительные документы, счет, переписка, внутренняя база данных, бухгалтерские ведомости) и СМИ. К достоинствам вторичной информации обычно относят невысокую стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстроту сбора материала; наличие нескольких источников информации; достоверность информации от независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Однако она может быть более абстрактна и менее точна, чем первичная.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

Сегодня одним из важнейших источников получения первичной и вторичной информации являются телекоммуникационные сети. Проблема информационного наполнения телекоммуникационных сетей становится все более важной в связи с тенденциями развития мировой информационной инфраструктуры.

Сейчас в России существует несколько десятков сетей, которые, несмотря на стремительный рост высоких технологий, все же не могут набрать необходимое для самоокупаемости полноценной деятельности необходимое число абонентов. Поэтому особенно остро ставится вопрос комплексного обслуживания клиентов.

Телекоммуникационные сети подразделяются на два класса — универсальные и специализированные. Первые имеют широкий охват информации и высокую цену. Специализированные системы не содержат широкого «ассортимента» информации, поэтому их цена ниже.

Российские предприятия сегодня используют импортные и отечественные телекоммуникационные сети. Самая распространенная из импортных сетей — Интернет.

В отличие от зарубежной структуры информационного рынка российские телекоммуникационные сети были сформированы на базе отраслевых сетей. В прошлом они обеспечивали формирование баз данных и электронные коммуникации для доступа к базам данных, эта особенность сохраняется и по сей день.

Сейчас в России действуют три закрытые сети: сеть администрации президента, объединяющая субъекты Российской Федерации, все министерства и органы исполнительной и законодательной власти; сеть «Атлас», которая объединяет банковскую сеть РФ и органы государственной власти, и сеть PIENet НИЦ «Контур «ФАПСИ».

Вторую группу российских телекоммуникационных сетей, содержащих необходимую для компаний информацию, составляют общедоступные специализированные коммерческие сети. С распадом старой системы управления экономики, разъединением привычных межотраслевых и внутриотраслевых связей наши предприятия столкнулись в начале 90-х годов с острой нехваткой практически любой информации делового характера.

Дефицит информации сделал в короткое время прибыльным бизнес, связанный с информационно-посредническими услугами. Это имело положительные последствия и привлекло финансовые ресурсы к формированию коммерческой информационной инфраструктуры.

Видя недостаточную развитость информационного обеспечения бизнеса в России, многие зарубежные фирмы в тот момент включились в российский рынок телекоммуникаций. Появились общедоступные коммерческие специализированные системы, обеспечивающие выход на международные сети. Как правило, они созданы совместными предприятиями на базе зарубежной техники и технологии и обеспечивают выход на международные сети.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ

Больше всего распространена у нас сеть Eunet/Релком — сеть документального обмена, созданная ИВЦ Институтом атомной энергии им. Курчатова, СП «Диалог» и компании «Демос». В ней много телеконференций, особенно на тему коммерческих объявлений по различным группам товаров, открыт доступ к базам данных практически по любой тематике.

Второй по степени популярности идет сеть совместного российско-германского предприятия GTS-Interlinc — «075-Интерлинк», где можно получить доступ к большинству международных информационных систем, базам данных пресс-агентств и крупнейших газет, а также к специализированным юридическим, биржевым, медицинским и другим базам данных, сетями Infonet и Bizlink.

А сеть американской компании Bizlink позволяет проводить многосторонние компьютерные конференции. Информационный обмен осуществляется через электронный банк информации, без адресации, путем сортировки в соответствии с тематикой. Bizlink также предоставляет доступ к международным научным и коммерческим базам данных, к библиотекам программного обеспечения.

Коммерческая информационная система акционерного общества «Русская коммерческая инициатива» «Ремарт» обеспечивает доступ к биржевой информации. В ее рамках созданы электронные магазины, электронная биржа, электронные аукционы, электронный торговый дом. В составе библиотек имеется информация о курсе валюты, биржевая, коммерческая, юридическая информация, сообщения информационных агентств.

Разнообразную информацию по законодательству, тексты нормативных актов, информацию об участниках валютных торгов, о порядке приобретения безналичной валюты, об итогах торгов за последние 1—2 месяца, о московских банках, имеющих лицензии на проведение операций с наличной валютой, информацию о курсе обмена наличной валюты в банках предоставляет система «Ситек» акционерного общества закрытого типа фирмы «Мастак-Инфо». И, наконец, сеть ассоциации делового сотрудничества «ИКС МИР» (Международные интеллектуальные рынки) предлагает региональную коммерческую информацию.

Впрочем, практика показывает, что даже подготовленному пользователю очень трудно оценить параметры представленных систем. Иногда самые известные по рекламе системы не являются действительно самыми лучшими, так как часто большая часть усилий производителя информационной продукции сосредоточена на организации рекламной деятельности, а проблемы качества поставляемых продуктов остаются на втором плане. Поэтому прежде чем выбрать информационную систему, фирме лучше всего проконсультироваться у опытных экспертов.