Авторский цикл статей

Инвестиционный (предпринимательский) климат в стране формируется федеральными властями. Но в любом климате есть несколько вариантов погоды. А вот погоду как раз формируют местные власти1.

Инвестиционная погода — отражение состояния, в котором находится часть общества, проживающая в том или ином регионе. При нестабильном состоянии общества заниматься бизнесом опасно. Но и «сонное царство» — не подарок: не способствует росту продаж.

Хороша ситуация, когда люди нацелены не на борьбу, а на собственное благополучие и активно его добиваются. Для этого необходим некоторый минимальный уровень благополучия, начиная с которого можно замечать различия в качестве жизни.

В таблице на следующей странице приведены обобщенные данные о направленности в субъектах Российской Федерации процессов, характеризующих качество жизни2. Эти процессы разделены на негативные и позитивные. Если по поводу значения показателя можно сказать «чем больше, тем лучше…», речь идет о позитивном процессе. Если же верно утверждение «чем больше, тем хуже…», речь идет о процессе негативном.

Стержнем негативных процессов являются показатели выбытия людей (убийства, смертность, младенческая смертность) и безработицы, а основой процессов позитивных — индекс здоровья населения: отношение продолжительности предстоящей жизни для новорожденных к младенческой смертности.

В таблице по каждому району (кроме автономных округов и республик Ингушетия и Чечня, по которым нет сопоставимых данных) показана направленность изменения качества жизни.

В 1992—1994 годах оно стремительно ухудшалось практически во всех районах. Улучшение (против уровня 1994 года!) становится заметным, начиная с 1995 года, причем далеко не во всех регионах.

Понятно, что ухудшение качества жизни тормозит бизнес, поскольку увеличивается доля тех, кто не живет, а выживает. Выживающие, и, в первую очередь, молодые люди, образуют мощный очаг социальной напряженности.

Каждый из двух вышеназванных периодов характеризуется динамикой негативного и позитивного процессов. Развитие процессов в правильном направлении (для негативного — снижение, для позитивного — рост) обозначено как 1, а в противоположном, неправильном направлении как 0.

Присмотримся к цифрам. Первая колонка с числами состоит из одних нулей во всех регионах за исключением Магаданской области, где стоит 1. Это означает, что за рассматриваемый период негативные процессы усилились практически во всех областях, краях и республиках, кроме Магаданской области.

Следовательно, первостепенной задачей при разработке программы развития практически любого региона должна быть нацеленность на подавление негативных процессов.

Существенно лучшая картина для периода 1993—1998 годов наблюдается по позитивным процессам: кризис не прервал развития этих процессов в правильном направлении в трети регионов.

Аналогичный смысл имеют обозначения, относящиеся к периоду 1995—1998 годов. Именно опираясь на результаты этого периода, надо определять набор первоочередных мер для программ развития каждого района, чтобы превратить нули в единицы.

Анализ динамики процессов за 1994—1998 годы показывает, что в самом сложном положении находятся три региона с неправильной динамикой обоих процессов. Они в таблице выделены курсивом.

Пределом для неправильного развития обоих процессов является катастрофа, а их продолжительное неправильное развитие вырабатывает синдром неудачника.

У неудачника-человека, как известно, быстро развиваются комплексы, легко замечаемые окружающими. У неудачника-региона тоже: район, наделенный такими комплексами, все больше и больше отодвигается на периферию развития страны, его покидают наиболее активные жители.

В такой район, если он не обладает уникальными ресурсами, не идут инвесторы. Регион сначала пустеет «морально», а затем и физически — увеличивается скорость естественной убыли населения.

Превратить регион из неудачника в победителя можно, если практически каждый живущий в нем будет считать это для себя важным делом. Власть будет формировать хорошую «погоду», а предприниматели — зарабатывать деньги, используя наиболее выгодные возможности региона.