Вариант финансирования товаров с отсрочкой платежа

Поставки товаров или оказание услуг на так называемых условиях открытого счета широко распространены сейчас в российском бизнесе — подрядчик стремится к удобству заказчика. Такие поставки при всем их удобстве для покупателя приводят к образованию кассовых разрывов у продавца. Менеджерам компаний-поставщиков необходимо знать, что один из лучших способов сократить эти разрывы — прибегнуть к факторинговому обслуживанию.
Ведь организация-фактор имеет право выплачивать авансовый платеж в размере до 85% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ей документов по совершенной поставке. Оставшиеся 15% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось.
Первая составляющая комиссионного вознаграждения взимается в виде процента (1,0—3,5%) от оборота поставщика, который зависит от того, насколько широкий спектр услуг предоставляет фактор. Вторая же отражает стоимость кредитных ресурсов, используемых для авансирования.

  1. Заключение договора о факторинговом обслуживании.
  2. Поставка товара с отсрочкой платежа.
  3. Выплата досрочного платежа (до 85% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
  4. Оплата за поставленный товар.
  5. Выплата остатка средств (от 15%, после оплаты покупателем) за минусом комиссионного вознаграждения фактора.

Обычно комиссия за предоставление денежных ресурсов клиенту факторинговой компании есть процентная ставка за каждый день с момента выплаты досрочного платежа до дня поступления соответствующих денежных средств на счет фактора, причем эта ставка выше ставки по коммерческим кредитам. Наличие регресса несколько снижает стоимость факторингового обслуживания, так как фактор получает некоторую дополнительную страховку от риска неоплаты денежного требования.
Поставщик, использующий в своей работе факторинг, получает еще одно очень важное преимущество. Речь идет о положительных изменениях структуры баланса, что упрощает получение компанией кредита. Применение факторинга позволяет снизить период оборачиваемости дебиторской задолженности и ее долю в общей сумме баланса.
При отражении операций факторинга в балансе компании необходимо помнить, что в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 05.08.98 (п. 2у) следует относить на затраты, связанные со сбытом продукции, расходы по оплате «…услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций». Факторинговые операции относятся к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость (письмо Госналогслужбы и Минфина РФ от 7 августа 1992 г. № ВЗ-6-05 (251,70). Соответственно факторинговая комиссия включает в себя НДС, поэтому клиент факторинговой компании вправе зачесть уплаченный налог при перечислении полученного НДС в бюджет.
В международной практике большая доля факторинговых операций приходится на дочерние компании банков (Bank of America Commercial Finance, например) и иные учреждения кредитно-финансовой сферы. Также существуют факторинговые компании, принадлежащие крупным промышленным фирмам и транснациональным корпорациям (General Motors Acceptance Corporation, General Electric Capital, FIAT). Есть и специализированные финансово-факторинговые группы (Hellert International Group — 20% мирового рынка факторинговых услуг).
Предоставлением факторинговых услуг на территории Российской Федерации занимаются в основном кредитные учреждения. Это связано с тем, что гл. 43 ГК РФ ст. 825 устанавливает: «В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». Порядок получения разрешений (лицензий) для небанковских кредитных организаций не регламентирован.
Факторинговые операции осуществляет несколько российских банков (в том числе «ИБГ НИКойл»). У факторинга в России, на мой взгляд, большие перспективы, а залогом успеха является профессионализм фактора.

ЧТО ТАКОЕ ФАКТОРИНГ

Термин факторинг (factoring) происходит от английского factor (фактор) — комиссионер, агент, посредник — и означает выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.

Факторинг представляет собой комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента.

Факторинг бывает как открытым (disclosed factoring) так и закрытым (undisclosed factoring). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга дебитора не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.

Применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков фактора, так как пункт 1 статьи 830 Гражданского кодекса гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж». Поэтому такая форма применяется довольно редко.

Продажа дебиторской задолженности может происходить с правом или без права регресса, то есть обратного требования к поставщику. Наличие регресса означает, что в случае неполучения платежа от дебитора через определенный срок фактор выставляет требование к поставщику об оплате долга.

В соответствии с этим для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю.