Как страхуют автомобили

Затраты на ремонт и содержание автопарка «съедают» значительный объем средств фирмы. Один из способов сэкономить деньги на транспорте — застраховать имеющиеся автомобили. (Кстати, с 2001 года страхование автомобилей станет процедурой обязательной.)

Автострахование набирает обороты. И это свидетельство большей, чем раньше, склонности российских предпринимателей к экономии. Дело в том, что автомобили входят в группу корпоративных активов, наиболее подверженных риску.

При этом нужно тщательно подбирать страховщика. Мелкая страховая компания может не иметь средств на выплаты по договорам, вести нечестную игру или даже представлять собой финансовую пирамиду. Но даже компании-лидеры не всегда в состоянии обеспечить выплаты по договорам. Например, общеизвестен случай с компанией «Континент-полис», которая в прошлом году была не в состоянии делать выплаты по своим обязательствам. Впрочем, испытывают финансовые проблемы крупные страховые компании нечасто, а выгоды от автострахования очевидны.

Поскольку водители не несут материальной ответственности за автомобиль компании, они не заинтересованы в предупреждении мелких аварий, составляющих большую часть затрат фирмы на ремонт автопарка.

Большинство организаций выбирает для своего автопарка пакет страхования «Каско». Услуга предполагает страхование автомобиля от угона и аварий. При авариях некоторые страховые компании выплачивают клиенту деньги, другие же обеспечивают ремонт в сервис-центрах, с которыми заранее заключен контракт.

Первое наиболее целесообразно для фирм, уже заключивших соглашение на техобслуживание и ремонт с определенной станцией, принадлежащей, например, поставщику автомобилей. Второе удобнее для компаний, не имеющих своего собственного автомобильного сервис-центра — таких, как известно, большинство.

Выплаты страхового возмещения обычно производятся в течение 10 дней с момента предоставления всех необходимых документов. Все выплаты клиентов солидная компания защищает от инфляции, переводя суммы в валюту. Рублевые страховые полисы и индексирование сумм по ним с учетом инфляции не удобны для страховых компаний и клиентов, поэтому работа в рублях обычно не практикуется.

На выплаты по «автостраховым» обязательствам имеются некоторые ограничения. Например, при заведении уголовного дела выплаты будут задержаны до его закрытия. А уголовное дело в России заводится, когда сумма причиненного ущерба превышает два минимальных оклада. Фактически же водители компаний стараются избежать суда и пишут «отказные», иногда под давлением сотрудников ГИБДД, которым «не хочется связываться».

Страховое возмещение не будет выплачено, если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения и в некоторых других ситуациях. Обычно при таких обстоятельствах ущерб компании компенсирует виновный сотрудник. Вообще перед выплатой возмещения страховые компании проводят тщательную экспертизу.

Существуют ситуации, когда потерпевший в результате дорожно-транспортного происшествия требует с виновника компенсацию морального ущерба. Но в России практика возмещения морального ущерба еще не распространена, случаи возбужденных и выигранных дел по этой статье единичны.

Страховые компании помогают возместить лишь материальный ущерб.