Установите нейтрализатор!

Десять лет назад наша страна семимильными шагами двинулась следом за великими автомобильными державами. Общее число автомобилей на дорогах стало расти не по дням, а по часам. И постепенно у нас начались те же проблемы, с которыми в Европе героически боролись 15—20 лет назад: смог над городами, превышение предельно допустимых норм на содержание вредных веществ в атмосфере в десятки раз, гибель и без того чахлой городской растительности и другие неприятности.

Западные специалисты, отдадим им должное, взялись за проблему комплексно. Разработали план перехода на более жесткие нормы по выбросу автомобилями вредных веществ и активно принялись за альтернативные виды топлива. Постепенно все автомобили, которые фирмы предполагали продать в Европе или Америке, получили значительно более совершенные системы подачи топлива и каталитические нейтрализаторы. Все это в значительной степени снизило остроту проблемы.

Среди разнообразных вариантов альтернативного топлива наиболее перспективным с давних пор считается электричество. И дело здесь не столько в полной экологической чистоте. При внимательном рассмотрении все не так безоблачно. Если источник энергии не встроен в конструкцию транспортного средства, как, например, в троллейбусе, то он все равно сжигает немалое количество мазута или газа, что в глобальном масштабе экологию не укрепляет.

В том случае, когда энергию поставляют аккумуляторы, то и они должны быть где-то сделаны и после завершения срока службы переработаны. Все это желательно проделать без ущерба для окружающей среды, что не всегда удается.

Тем не менее у этого пути есть и бесспорные плюсы, главный из которых — небо мы «коптим» в одном месте, а транспорт работает в другом. Для городов, где дышать становится просто нечем, а еще лучше если городские власти намерены не доводить дело до такого неприятного положения, спасение именно в этом.

Что касается классических видов электрического транспорта — трамвая и троллейбуса, то они появились еще в начале века. Рассказывать о них смысла не имеет. Можно только отметить очевидный недостаток: организация маршрута требует не одного месяца, а иногда и года. Гибко менять транспортную сеть в городе нельзя. Единственная возможность изменить ситуацию к лучшему — перейти на аккумуляторы.

Таким образом, нужен обычный автомобиль, который можно направить в любую сторону. Но развитие транспортных средств на собственных источниках электричества тормозилось малой энергоемкостью батарей. Конструкторы автомобилей на электрической тяге всегда сталкивались с одной и той же проблемой: хочешь увеличить пробег на одной «заправке», добавляй новые аккумуляторы. Но они тяжелые, и каждый заметно увеличивает массу автомобиля, которому приходится тратить больше энергии на каждый пройденный километр. Замкнутый круг.

Единственная возможность выйти из него — поднять емкость аккумуляторов. Именно в этом направлении и начали активно работать все, кто занимался проблемой. Результат этой работы — появилась возможность сделать автомобили с приемлемыми характеристиками.

Добиться неплохих показателей удалось и компании «КомТранс» (comtrans@dol.ru, адрес: Московская область, Орехово-Зуево, Лапина, 78, (24)127-066, 126-177), которая работает в рамках экологической программы московского правительства. Недавно она представила маршрутный автобус на электрической тяге «Корнет» разработанный по заказу фонда «Мосэкотранс».

По словам президента компании Владимира Жаворонкова, автобус имеет полностью оригинальную конструкцию, что позволило сделать низкий уровень пола и просторный салон, чего не удается добиться на большинстве отечественных автобусов и даже троллейбусов. От серийно выпускаемых автомобилей в нем применены всего две системы — рулевой механизм и тормоза.

Автобус рассчитан на двадцать человек. При полном заполнении салона 14 пассажиров смогут разместиться в креслах, остальным придется добираться до конечного пункта стоя.

На одной зарядке необслуживаемых аккумуляторов, рассчитанных на 6 лет постоянной работы, машина может пройти 60 километров. На подзарядку требуются 35 минут. Максимальная скорость — 60 километров в час, разгон до нее — 10 секунд. Отопление сделано независимым и работает от сжигаемого дизельного топлива, что, по мнению Владимира Ивановича, не совсем удачно для экологически чистого транспорта, но выбросы от этой системы минимальны.

Эксплуатация предшественников «Корнета» на ВВЦ показала, что такие характеристики вполне достаточны для постоянной работы на городских маршрутах. А в парковых районах, к которым, безусловно, относится бывшая Выставка достижений народного хозяйства, он просто незаменим.

Стоимость «Корнета» — 100 тыс. долларов. Сменный блок аккумуляторов обойдется в 10 тыс. долларов.