Основные элементы конкурентных рынков

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Конкурентная среда — это «климат» того или иного рыночного сегмента. Изменение «климата» ведет к значительным издержкам для действующих в данном сегменте компаний.

«Погодные» условия конкурентной среды могут быть как способствующими, так и не способствующими деятельности большей части участников рынка. Если растет доля не способствующих условий, то происходит монополизация сегмента рынка.

Можно выделить три группы условий формирования конкурентной среды. Первая группа — условия конкурентной среды, формируемые государством в лице чиновников министерств и ведомств (механизмы «послушания» и контроля). Вторая группа — условия конкурентной среды, формируемые конкурентами рынка (механизмы установления общих для рынка правил игры). Третья группа — условия конкурентной среды, формируемые каждым участником рынка в процессе его деловой активности (механизм конкурентной борьбы конкретного субъекта рынка).

Нарушение баланса условий при формировании конкурентной среды ведет к негативному развитию ситуации на том или ином рынке.

Особенно часто встречаются манипуляции первой группой условий (негативное воздействие установления единых для всех правил игры встречается гораздо реже). Спекулятивное госрегулирование условиями первой группы при формировании конкурентной среды позволяет изменить расстановку сил в сегменте рынка и даже может привести к неожиданному банкротству участника рынка.

В российской экономике все еще доминируют десятилетиями отлаженные инструменты аппаратного воздействия с применением большого числа приемов:

  • лицензирование;
  • предоставление исключительных возможностей (касающихся транспорта, связи, газо- и электроснабжения);
  • предоставление находящихся в государственной собственности патентов и разного рода прав на передачу в собственность монопольного ресурса;
  • регулирование налоговых и иных сборов;
  • установление и контроль нормативов.

Вместо того чтобы использовать перечисленное как инструмент разумной политики государства по установлению и регулированию правил рыночных отношений, постсоветский номенклатурный аппарат сумел отработать схемы по использованию этих инструментов в целях личного обогащения.

При этом номенклатурные практики игнорируют негативное влияние, оказываемое подобным регулированием на состояние рынка. Ведь манипулирование условиями формирования конкурентной среды приводит прежде всего к сокращению численного состава участников сегмента рынка, а следовательно, к ослаблению конкуренции на нем.

Оставшиеся игроки переходят уже в иное качество: становятся олигополистами или монополистами, повышают цены, в том числе потому, что начинают учитывать в них расходы на содержание чиновников.

Итак, злоупотребление государственным регулированием приводит к:

  • доминированию на рынке факторов неценовой конкуренции;
  • дополнительному изъятию денежных средств из доходов населения через монопольные цены;
  • сокращению численного состава участников сегмента рынка и банкротству некоторых из них, что не содействует занятости населения;
  • резкому произвольному обособлению разных сегментов рынка, затрудняющему переход игроков из одного сегмента в другой и перелив денежного капитала;
  • экономическому спаду: предложение через высокую монопольную цену не покрывается возможностями спроса;
  • функционированию теневой экономики, демонстрации участникам рынка бесперспективности выхода из нее, чем оказывается содействие пополнению ее численного состава.

При изменении конкурентной среды происходит переход участников рынка из одной группы в другую по таким направлениям: из лидеров — в середину, из середины — в аутсайдеры, из аутсайдеров — в другой сегмент рынка или в состояние банкротства и прекращение деятельности (по нисходящей линии); из середины — в другой сегмент рынка, из середины — в лидеры рынка.

В итоге на любом сегменте российского рынка четко обозначены три группы его участников с основными задачами: лидеры — двигаться вперед и обороняться, середина — догнать лидеров и не отставать, аутсайдеры — держаться и надеяться на перемены.

РЫНОЧНАЯ НИША

Место сегмента рынка, в котором участник рынка развивает свою деятельность, называется рыночной нишей этого игрока. Стремление ниши к расширению до границ сегмента рынка, особенно на ранней стадии формирования сегмента, приводит к монополии данного участника рынка, а постоянное сокращение — к необходимости подумать о смене направления деятельности.

Таким образом от развития какого-либо направления деятельности любого участника рынка в той или иной степени зависят: фактическая структура сегментов рынка, численность участников, динамика соответствия спроса и предложения, перелив капитала, уровень цен и прибыли.

Особого внимания заслуживает эффект «наползания» одной ниши на другую. Этот эффект возникает из-за нежелания или невозможности раздвинуть рамки ниши в «незанятые» стороны. Он приводит к значительному конкурентному напряжению и концентрации сил соперников и означает, что позиции игроков рынка пришли в реальное соприкосновение.

В конце концов «наползание» ниш разрушается, возникают их новые границы, большие или меньшие по сравнению с теми, что были. Кто выиграл — остается, а побежденный уходит или значительно сокращает степень своего присутствия в данном сегменте рынка.

Если конфликт возникает на новом или недавно оформившемся сегменте, то эффект «наползания» ниш практически не встречается, поскольку сегмент еще эластичен: он может изменять свою площадь.

Если же сегмент рынка устоялся на том или ином отраслевом рынке, имеет уже некоторую историю, то эластичность его ограничена, площадь определена и вмонтирована в сложную структуру всего рынка. «Наползание» ниш на таком сегменте чревато серьезными противоречиями.

Процесс развития, приостановления или ликвидации направления деятельности любого участника сегмента рынка является перманентным. А значит, и структура как сегмента, так и рынка в целом постоянно меняется.

ПОЗИЦИЯ

Конкурентная среда оказывает прямое воздействие на действия менеджмента. А это непосредственно сказывается на позиции каждого участника сегмента рынка — то есть видении им своего места на рынке и усилиях по его закреплению.

Позиция есть результат целенаправленной работы участника рынка по определенному функциональному виду деятельности в рыночной нише. Чем больше ниша, тем лучше идут дела, больше доходность, больше влияние, а значит, крепче позиция.

Позиция может быть сильной или слабой, устойчивой или неустойчивой.

Сильная — позиция при которой данный участник рынка доминирует над некоторыми или всеми другими соперниками по конкретному направлению деятельности. Сильная позиция влияет не только на конкурентов, но и на партнеров.

Слабая — позиция, при которой не обеспечивается ни преимущества, ни равновесия с равными соперниками. Нет влияния на партнеров. Как правило, такая позиция складывается перед банкротством или уходом из одного сегмента рынка в другой.

Устойчивая — позиция, при которой изменения, происходящие в конкурентной среде, не ослабляют положение фирмы, воздействие с успехом парируется.

Неустойчивая — позиция, очень чувствительная к внешним изменениям: компания не в состоянии что-либо им противопоставить. Фактическое положения дел нередко находится под влиянием внутренних (экономическое и социальное поведение собственника, мотивация профессиональной квалификации руководителей и персонала) и внешних (условия конкурентной среды, лидеры) факторов.

Позиционная борьба происходит за возможность увеличить размеры действующей ниши в целях укрепления своей позиции в данном сегменте рынка. Утрата позиции, как правило, отражает игнорирование взаимовлияния внешних и внутренних факторов друг на друга, что находит, например, отражение в неадекватном изменении среды и поведении собственника.

Выбрать позицию фирмы — означает прежде всего определение результатов деятельности участника рынка, которые могут быть достигнуты при работе в конкретной нише. Рассмотреть позицию соперника — значит оценить его действия по определенному направлению деятельности с учетом различных экономических и финансовых показателей.

Позиция должна соответствовать таким критериям:

  • возможность оперативного изменения в нестандартных условиях;
  • способность к активной работе по защите от потенциальных или случайных конкурентов;
  • возможность адекватных действий в отношении соперников;
  • прочность, основательность с учетом внутренних и внешних факторов.

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

Положение компаний на рынке есть общая результирующая позиций, достигнутых участником рынка по осуществляемой деятельности.

Характеристика положения любого участника рынка состоит из следующих блоков показателей:

  • общие данные,
  • баланс и статистическая отчетность,
  • оценка позиции данной фирмы по направлениям деятельности,
  • сводные показатели (коэффициенты, индексы и индикаторы) деятельности компании,
  • доли рынка, контролируемые данной фирмой и другими игроками сегмента рынка (регион, направление деятельности),
  • инвестиционная привлекательность,
  • чувствительность к переменам.

Тем самым положение — по сути признание рынком деятельности того или иного участника и придание ему координат в системе рыночных отношений на данном сегменте рынка. Традиционные приемы и методы экономического анализа позволяют представить историю, достигнутые результаты, возможности и перспективы деятельности любого участника рынка.

Ответы на такие вопросы, как значение в отрасли, влияние в регионе, доля на рынке, значение для экономики, общественное признание, характеризуют положение участника рынка, независимо от его юридического статуса. Вместе с тем анализ положения всегда ответит на вопрос: в составе какой группы формально находится тот или иной участник рынка (в лидерах, в середине или аутсайдерах)?

При этом оцениваются финансы и объем продаж, репутация и хорошая марка, наличие гарантий от рисков и принятие во внимание региональных и отраслевых особенностей рынка с учетом фактора времени.

Целесообразно классифицировать положение на рынке как монопольное, неопределенное, перспективное, доминирующее или устоявшееся.

У некоторых крупных российских банков по сей день позиция совершенно не адекватна их положению на рынке банковских услуг. Дело в том, что менеджеры не придают особого внимания изменениям, происходящим в сегментах рынка банковских услуг и технологий. Это ведет к игнорированию изменений в позиции клиента и риску невыполнения обязательств.

Причины убытков или банкротства рассматриваются как результат действия политических или макроэкономических факторов.

Оценка положения на рынке — важнейший параметр оценки ситуации на том или ином сегменте рынка.