Достоинства и недостатки новых глав налогового кодекса

Относительно недавно произошло событие, которое можно назвать вехой в развитии российского налогового законодательства. Подписаны президентом и опубликованы несколько глав части второй Налогового кодекса. Эти четыре главы посвящены подоходному налогу, НДС, единому социальному налогу и акцизам.

С одной стороны, пока какой-либо закон не действует на практике, нельзя полностью определить все его плюсы и минусы. Однако с другой — о принципиальных недостатках и достоинствах новых норм можно говорить уже сейчас.

ГЛАВА О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ

Достоинства. Наверняка многих граждан, получающих средние и выше среднего доходы, обрадует единая ставка подоходного налога 13 процентов. Не исключено, что довольно большая часть граждан с высокими доходами решит, что теперь платить налоги проще, чем придумывать всевозможные схемы ухода от них.

Но те, кто получает выигрыши в казино, выигрыши при участии в лотерее, призы от участия в конкурсах, проводимых в рекламных целях, высокие проценты по банковским вкладам, и некоторые другие категории будут платить 35 процентов от таких доходов.

А 30 процентов придется платить тем, кто не является налоговым резидентом РФ и получает на ее территории доходы.

Не останутся внакладе те налогоплательщики, кто имеет небольшие доходы, которые раньше облагались ставкой 12 процентов. Теперь для граждан с маленькими доходами предусмотрены довольно приличные налоговые вычеты. Так, если совокупный доход, исчисленный с начала года нарастающим итогом, не превысил 20 тысяч рублей, ежемесячный вычет составит 400 рублей, а также по 300 рублей на каждого ребенка.

А для особых категорий граждан: перенесших лучевую болезнь вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ликвидаторов последствий этой аварии, ветеранов и инвалидов войны, инвалидов с детства, I, II групп и некоторых других — вычеты составят от 500 до 3000 рублей в месяц, в зависимости от конкретной категории.

Произошли изменения в лучшую сторону для тех, кто продает свое имущество. Теперь если недвижимость находилась у гражданина менее 5 лет, при ее продаже получаемые суммы не облагаются подоходным налогом в пределах 1 миллиона рублей. А если продаются движимые вещи, которые находились у гражданина менее трех лет, не облагается налогом сумма в пределах 125 тысяч рублей. Если недвижимость находилась в собственности более 5 лет, а движимые вещи — более трех, не облагается налогом вся полученная от продажи сумма.

Безусловно, это положительное нововведение, если учесть, что раньше при продаже квартир не облагалась сумма в пределах 5000 минимальных оплат труда (примерно 417 тысяч рублей, или около 15 тысяч долларов) и при продаже движимых вещей — сумма в пределах 1000 рублей (83490 рублей, или около 3 тысяч долларов). Причем эти ограничения действовали для всех, независимо от времени, в течение которого имущество находилось в собственности.

На наш взгляд, старые ограничения по налоговым льготам для продающих квартиры, машины и другое имущество были несправедливы. Мы считаем, что, получая деньги за проданную квартиру или автомобиль, человек на самом деле получает не доход, а всего лишь эквивалент того имущества, которым владел до продажи. Поэтому глава Налогового кодекса о подоходном налоге в данной части вводит, на наш взгляд, более справедливые нормы, особенно для тех граждан, которые продают имущество, приобретенное достаточно давно.

А вот для покупателей и застройщиков жилых домов и квартир изменения, к сожалению, несущественные. Теперь суммы, потраченные на приобретение или строительство жилья, уменьшают налогооблагаемый доход в пределах всего лишь только 600 тысяч рублей. Раньше эта сумма составляла 417 тысяч рублей. Поэтому тем, кто собирается покупать квартиры или дома, рассчитывать на существенные изменения в этой части не приходится.

Нововведением по сравнению с действующим ранее законом о подоходном налоге явились льготы для тех, кто платит за лечение или обучение. Суммы, потраченные на эти цели, теперь будут также уменьшать доход, облагаемый налогом, но в пределах 25 тысяч рублей в год. Однако если лечение относится к так называемым дорогостоящим видам, такого ограничения не будет. Доход можно уменьшить на всю сумму лечения.

Недостатки. Возникнет проблема начисленной, но не выплаченной зарплаты. Для тех кто получает зарплату, датой получения дохода по новому закону будет считаться не тот день, когда работник реально получил деньги, а последний день месяца, за который зарплата была начислена.

Не секрет, что начисление зарплаты и ее получение могут не совпадать. Более того, долги по зарплате работодатель иногда погашает только в следующем календарном году. Однако налоговая инспекция будет требовать, чтобы работник заплатил налог с того, что еще на самом деле не получал.

ГЛАВА ОБ НДС

Теперь плательщиками НДС будут являться не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Достоинства. Для многих предпринимателей это хорошо. Теперь они смогут беспрепятственно реализовывать свою продукцию (работы, услуги) юридическим лицам. Так как последние смогут теперь ставить у себя к возмещению НДС, уплаченный поставщикам, то есть индивидуальным предпринимателям.

В 2000 году существовала проблема, когда организации отказывались сотрудничать с индивидуальными предпринимателями из-за того, что не могли поставить у себя к возмещению НДС, уплаченный поставщикам. Ведь в случае приобретения товаров у индивидуальных предпринимателей такой НДС просто отсутствовал, так как последние его не платили и не начисляли на стоимость товара. Поэтому организация должна была бы уплачивать НДС со всей суммы, не имея возможности его уменьшить, как это делалось бы в случае приобретения материальных ценностей у плательщиков НДС.

Недостатки. Уплата НДС индивидуальными предпринимателями приведет к увеличению на них налоговой нагрузки, усложнению учета и прибавит дополнительные проблемы из-за того, что теперь придется отчитываться не только по подоходному налогу и налогу с продаж, но еще и по НДС.

Впрочем, если внимательнее проанализировать главу, посвященную НДС, можно сделать вывод, что число плательщиков НДС если и увеличится, то не намного. А многие плательщики НДС в дальнейшем могут вообще освободить себя от НДС.

Во-первых, большинство индивидуальных предпринимателей работают на упрощенной системе налогообложения или переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Это означает, что НДС они не платят и платить не будут.

Во-вторых, нужно помнить об очень важной, на наш взгляд, детали. Если размер налоговой базы за три месяца не превысит 1 млн. рублей, в последующие 12 месяцев как индивидуалы, так и организации могут не платить НДС и не сдавать в инспекцию соответствующую отчетность. А так как налоговая инспекция не будет иметь соответствующих данных, возможно, что и в последующие периоды НДС также не будет уплачиваться. Не исключено, что часть плательщиков НДС воспользуется такой возможностью и перестанет платить этот налог.


Теперь не надо будет платить авансовые платежи по НДС вообще всем плательщикам. НДС должен быть уплачен за каждый месяц не позднее 20-го числа следующего месяца. А те плательщики, у которых в течение квартала выручка не превышает 1млн. рублей за каждый месяц, смогут платить налог ежеквартально. Причем это могут быть как малые предприятия, так и все остальные, в отличие от старого закона об НДС, по которому ежеквартально могли платить НДС только малые предприятия.

ГЛАВА О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ

Достоинства. С введением этого налога организациям и другим работодателям не придется платить отчисления во внебюджетные фонды несколькими платежками. Достаточно будет отнести в банк одну платежку. (Вместе с тем сдавать отчеты нужно будет все в те же фонды плюс в налоговую инспекцию.)

Несомненным плюсом является также определение четкого перечня льгот и выплат, на которые этот налог не будет начисляться. Ранее по каждому фонду существовали свои нормативные подзаконные акты. Причем зачастую они существенно отличались. Например, на одну и ту же выплату в один фонд надо было начислять страховые взносы, а в другой — нет.

На наш взгляд, новая норма облегчит жизнь бухгалтеров и других специалистов, так как каждый раз не придется исследовать множество документов.

Кроме того, контроль за исчислением и уплатой единого социального налога будет возложен на налоговые инспекции. Следовательно, на плательщиков налога будут распространяться только нормы Налогового кодекса и никаких других законов (другие законы применялись раньше, например, в случае с платежами в Пенсионный фонд, когда штрафы применялись по отдельному закону и их размер превышал во много раз штрафы, установленные кодексом).

Недостатки. Некоторые эксперты считают, что достоинством единого социального налога является его регрессивная шкала ставок. Однако, на наш взгляд, радоваться рано.

Чтобы действительно уплачивать налог по пониженным ставкам, нужно платить каждому работнику достаточно большие доходы, которые может выплачивать не каждый работодатель. Всего предусмотрено четыре шкалы. Самая большая ставка (35,6 процента) предусмотрена для работодателей, которые выплатили нарастающим итогом с начала года каждому сотруднику до 100 тыс. рублей. 100 тыс. рублей в год означает, что сотрудник в месяц должен получать чуть больше 8 тысяч. А самая маленькая ставка применяется только в том случае, если доход с начала года нарастающим итогом на каждого сотрудника превысил 600 тыс. рублей (600 тыс. рублей в год — это 50 тыс. рублей в месяц).

Согласитесь, мало кто может выплачивать своим сотрудникам такие суммы. Поэтому для большинства работодателей имеет место фикция снижения налогового бремени по отчислениям, поступающим во внебюджетные фонды. Хотя, конечно же, принцип сам по себе хорош. Остается надеяться, что со временем все работодатели действительно смогут выплачивать большие зарплаты.

“Горячая линия” Общества налогоплательщиков: (095) 790-04-50