Перспективы Интернет-телефонии

ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ ПЕЙДЖИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

Резкое снижение цен на услуги мобильной телефонии началось прошлой весной. Тогда, год назад, происходившее не слишком беспокоило операторов пейджинговых компаний. Во всяком случае, они категорически не соглашались с тем, что выход мобильной связи “в народ” означает начало конца их бизнеса. “Мобильные телефоны пейджерам вообще не конкуренты”, — говорили они. И аргументировали: по телефону можно только разговаривать, а на пейджер — еще и всякую полезную информацию получать.

Спорить с такой точкой зрения было действительно сложно, поскольку у провайдеров мобильной связи на тот момент узнать расписание поездов или курс валют можно было лишь в голосовой справочной, оплачивая эту услугу по баснословному тарифу — более двух долларов в минуту.

Впрочем, дешевый доступ к полезной информации пейджинговые компании не спас. Как только живое интерактивное общение стало по карману, тысячи людей предпочли именно его.

А вскоре компании мобильной телефонии предоставят своим абонентам и принципиально новый сервис — информационные услуги на основе передовой WAP-технологии и сделают первый уверенный шаг в виртуальное пространство.

WAP (Wireless Application Protocol, протокол беспроводных приложений) — протокол для обеспечения пользователей мобильных средств связи доступом к ресурсам Интернета, оптимизированный для просмотра с небольших дисплеев.

Комплексное решение в области WAP включает портативные устройства (телефоны) с поддержкой протокола WAP, WAP-шлюзы, создание WAP-приложений и информационного наполнения. WAP-шлюзы обеспечивают обмен данными между мобильным телефоном абонента и удаленным Интернет-сервером, содержащим WAP-страницы или услуги.

ДВА WAP-ПРОЕКТА

Российские операторы сотовых сетей шагают плечом к плечу с коллегами из передовой Европы, которые предложили WAP-сервис своим абонентам только в конце 1999 года. Хотя, конечно, не обошлось и без необходимости пойти “своим путем”.

В марте 2000 года протокол WAP поддерживали 6000 сайтов в Интернете. С тех пор их количество ежедневно прирастало на 200. Но Россия — не в счет. У нас такие сайты можно по пальцам пересчитать.

Директор службы новых технологий и услуг московской компании сотовой связи “МТС” Шагит Резников полагает, что проблема развития WAP-услуг — это прежде всего проблема контента (то есть информационной “начинки”). С этой точкой зрения солидарны и в другом лидере столичного рынка мобильной телефонии — “Вымпелкоме” (владельце торговой марки “Би Лайн”). В результате обеим компаниям не осталось ничего иного, кроме как заняться не свойственной им в принципе деятельностью — разработкой собственных WAP-ресурсов.

По словам Николая Чекина из отдела перспективных проектов “Вымпелкома”, абоненты “Би Лайн” получат традиционный “европейский” набор WAP-услуг: возможность пользоваться с телефона своей электронной почтой, новости компаний, курсы валют, железнодорожное и авиационное расписания, прогноз погоды, программы театров, кино и клубов. Проект стартует в мае.

В фирме “МТС”, которая тоже собирается приурочить пуск своего WAP-проекта к майскому “Связь-Экспокомму”, перечень услуг примерно тот же. Плюс возможность управлять с мобильного своим счетом в “ГУТА-банке”, обновляемая каждые 30 минут новостная лента от “Франс-Пресс” и еще некий обещанный г-ном Резниковым “сюрприз для конкурентов”.

Стоимость пользования WAP-услугами “МТС” пока хранит в секрете. А вот “Вымпелком” своих планов уже не скрывает — 27 центов в минуту. Справку, к примеру, о расписании самолетов “Финнэйр” по маршруту Москва — Хельсинки можно получить за 2 — 3 минуты. Сомневающимся стоит посетить сайт www.gelon.net, где предусмотрена функция предачи данных на эмулятор WAP-трубки в реальном времени.

WAP-СЕРВИС — ПОКА ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

Закупленное “Вымпелкомом” у компании Siemens оборудование позволяет охватить новинкой 20 тыс. абонентов. Есть и перспектива наращивания емкости. Впрочем, вряд ли компания может рассчитывать быстро довести число пользователей WAP-cервиса до этих 20 тысяч.

Сдерживающий фактор, как ни смешно это звучит, — общеевропейский дефицит на WAP-телефоны. Производители мобильных устройств еще не успели довести объемы их выпуска до реальных потребностей рынка.

Стоят такие “трубки” от 300 долларов и выше, то есть сопоставимо с элитными вариантами обычных сотовых телефонов. Фактически потребителями WAP-сервиса на первых порах окажется лишь ограниченная аудитория состоятельных любителей технологических новшеств.

На серьезный поворот ситуации на рынке мобильной телефонии благодаря одному только WAP рассчитывать не приходится. Так, г-н Чекин утверждает, что “Вымпелком” взялся за WAP-проект прежде всего из имиджевых соображений — чтобы подкрепить свой статус лидера рынка сотовой связи, всегда готового обсужить абонента по последнему слову современной технологии.

Стоимость же проекта, по словам пресс-секретаря “Вымпелкома” Михаила Умарова, исчисляется сотнями тысяч долларов (конкретизировать сумму г-н Умаров не стал, сославшись на коммерческую тайну). Вложения “в имидж” в таких объемах кажутся странной затеей лишь на первый взгляд.

Ценовой фактор, который до сих пор был, пожалуй, основным в конкуренции на сотовом рынке, скоро перестанет играть решающую роль. Хотя тенденция к снижению тарифов сохраняется, резкого падения цен, наблюдавшегося на протяжении прошлого года, уже не будет. В связке цена—качество все большее значение имеет именно качество, включающее в себя в том числе и разнообразие дополнительных услуг.

Г-н Резников из компании “МТС” добавляет к этому, что задача WAP — “сместить ориентиры”. Абонентов надо приучать к тому, что мобильный телефон предназначен не для одних лишь разговоров. По сути дела, WAP впервые позволил использовать удобный неголосовой трафик и потому, по мнению Шагита Резникова, оказывается “замочной скважиной, ведущей в Интернет”.

Уже ближайшие перспективы у WAP, по всей видимости, самые радужные. О намерении представить свои модели поддерживающих этот протокол “трубок” успели объявить все основные производители. Более того, с третьего квартала 2000 года они начнут сворачивать выпуск обычных мобильных телефонов и планомерно будут снижать цены на WAP-оборудование. По прогнозам г-на Резникова, уже скоро WAP-телефон можно будет купить меньше чем за 200долл.

Параллельно расширится и спектр доступных русскоязычной аудитории ресурсов. Вероятно, получат широкое распространение услуги “с привязкой к местности”: по запросу абонент сможет получить местонахождение ближайших к нему ресторанов, кинотеатров, банкоматов и прочие нужные ему адреса.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GPRS-ТЕХНОЛОГИИ

WAP — это только первый шаг в перспективном направлении. Уже сейчас в точности известно, каков шаг следующий: и “Вымпелком” и “МТС” приступили к реализации проектов на основе так называемой технологии GPRS.

GPRS может использоваться как экономичный “транспорт” для WAP. Но реальные его возможности куда шире: речь идет уже о доступе к глобальным информационным ресурсам — Интернету, функционирующим на базе стандартного протокола HTML.

Сама по себе возможность выхода с мобильного телефона в Интернет — не новость. Однако до сих пор подобные услуги оказывались операторами на основе поминутной оплаты за пользование эфирным каналом. Получалось дорого, а потому приемлемо лишь в случаях крайней необходимости.

GPRS осуществляет пакетную передачу данных, повышает эффективность использования каналов связи и как следствие снижает стоимость услуг для абонента. Иначе говоря, пользователи GPRS будут оплачивать не эфирное время, а количество полученной (переданной) информации. При таком подходе стоимость просмотра накоего сайта зависит только от объема содержащихся там данных. Любоваться же на саму страницу можно хоть часами — совершенно бесплатно.

Такой принцип тарификации уже известен при подключении к Интернету по выделенным каналам, но применительно к сотовой связи является революционным. Предполагаемый срок начала коммерческой эксплуатации GPRS российскими операторами— конец 2000 года, одновременно с операторами европейскими.

В силу отсутствия прецедентов компании мобильной связи не спешат раскрывать карты и, в частности, пока не сообщают, каковы будут тарифы на такие услуги. Известно, однако, что Nokia, один из производителей оборудования для GPRS, рекомендует взимать с абонентов 1 доллар за мегабайт. По оценкам экспертов, при таких расценках мобильным пользователям Интернета придется платить примерно столько же, сколько сейчас тратят те, кто выходит в сеть с помощью обычного модема.

При этом заметно улучшится качество и увеличится скорость предачи данных — сначала 40 Кб/с, а в недалекой перспективе и 115 Кб/с. С этой точки зрения услуги на базе GPRS имеют шанс получить широкое распространение и среди рядовых пользователей Интернета, пока проводящих часы в ожидании соединения с сервером и немало страдающих из-за регулярного обрыва связи. При условии, конечно, что они заплатят 500 — 700 долл. за поддерживающую GPRS “трубку”. (Не стоит, впрочем, забывать, что эти 500 — 700 долларов — лишь стартовые и снижение цен вряд ли заставит себя долго ждать.)

По мнению многих, передача данных по каналам сотовой связи — наиболее перспективный путь развития мобильных сетей. Существуют, например, такие оценки: к 2003 году в той или иной форме этими услугами будет пользоваться каждый четвертый абонент. В условиях снижения тарифов на голосовые услуги операторам все важнее стимулировать потребителя их услуг к увеличению трафика. Ввиду триумфального шествия Интернета есть все основания считать, что российские операторы сотовых сетей движутся в правильном направлении.

И очень скоро менеджеры будут иметь относительно недорогую возможность получать доступ к электронной почте и Интернету с помощью своего сотового телефона.