Михаил СОЛНЦЕВ: ЦКЭ — это уникальная команда


Беседу вела Ольга САХАРОВА

ОАО «Оптима» (брэнд «Оптима-интеграция») — один из ведущих системных интеграторов. Некоторое время назад в структуре «Оптима-интеграция» был создан Центр компетенции по системам управления в энергетике (ЦКЭ), что позволило компании стать лидером на рынке IТ-услуг для энергетических предприятий. На вопросы нашего журнала отвечает генеральный директор ОАО «Оптима» Михаил Солнцев.

 

— Михаил Владимирович, какие процессы, происходящие в энергетической отрасли страны, послужили предпосылкой для создания специализированного Центра компетенции?

— Главной предпосылкой стали структурные преобразования, начавшиеся в энергетической отрасли около пяти лет назад. В первоначальном варианте рынок электроэнергетики, предусматривающий процессы либерализации и демонополизации, был «запущен» в России в 2003 году. Как только были начаты работы по формированию рынка и соответственно появился новый подход к ведению бизнеса и новый менеджмент, который реализует этот подход, стали бурно развиваться процессы, связанные с анализом состояния объектов энергетики и предприниматься соответствующие действия по их техническому перевооружению.

Менеджмент, пришедший к управлению энергетическими предприятиями в новых условиях, быстро убедился в том, что для развития бизнеса требуются достаточно серьезные инвестиции: во-первых, в поддержку жизнеспособности объектов, во-вторых, в повышение эффективности их работы путем экономии ресурсов, сокращения издержек и повышения надежности энергоснабжения, в-третьих, в выполнение требований, предъявляемых к участникам рынка инфраструктурными организациями. В связи с этим предприятиями были сформированы реальные инвестиционные программы, направленные на решение данных проблем, и начата их реализация. Причем современный молодой менеджмент не хочет «латать дыры», он стремится решить проблемы информатизации объектов комплексно с использованием технологий самого высокого мирового уровня. Необходимость удовлетворять существующие требования и даже работать на опережение рынка стала целью создания на базе компании «Оптима-интеграция» Центра компетенции в энергетике.

— Можете ли вы приблизительно оценить, как распределяется IТ-бюджет предприятий энергетики? На что идут первоочередные затраты?

— Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Дело в том, что энергетических компаний достаточно много и в каждой их них существуют свои потребности в области информационных технологий, на основе которых и формируется бюджет. При этом понимать под бюджетом на информационные технологии только IТ не совсем корректно, так как затраты предприятия, как правило, связаны в первую очередь с техническими требованиями реформируемого рынка, а во вторую — с вопросами замены и модернизации основного оборудования, которые сегодня предприятиями активно решаются. Поскольку замена и модернизация оборудования требует определенных решений, базирующихся на IТ, то и процессы внедрения новых, современных информационных технологий, как следствие, достаточно бурно развиваются и финансируются.

— В чем заключается уникальность проектов для энергетики?

— Энергетика живет точно так же, как и остальные отрасли, то есть пользуется Интернетом, современными видами связи, программным обеспечением и т. д. Внедрение таких решений востребовано. Но энергетические предприятия имеют уникальную специфику. Уникальность их заключается в том, что процессы в электроэнергетике идут буквально со скоростью света. И производимый товар потребляется с той же скоростью, с какой производится. Поэтому и технологии автоматизации процессов в этой отрасли уникальны, и к ним предъявляются очень серьезные требования.

— Какая компания-вендор выступает основным партнером ЦКЭ и в связи с чем?

— Мы активно работаем практически со всеми поставщиками решений для энергетики. Это компании Areva, ABB, General Electric, Siemens, а также российский партнер в области автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) — «Системы и технологии». Каждая из наших компаний-партнеров чем-то сильнее других, но все они поставляют технологии нужного класса, которые востребованы сейчас энергетикой. Например, Areva является нашим партнером по задачам оптового рынка электроэнергии.

Однако наиболее важным стратегическим партнером для нас все же является компания General Electric (GE), у которой мы берем новые технологические и управленческие решения. Обусловлено это тем, что GE является наиболее крупной технологической компанией в мире, а кроме того, и одной из самых старых. Это означает, что ее решения всегда надежны, потому что основаны на многолетнем опыте, а уровень технологических инноваций будет сохранять актуальность на протяжении многих лет. Компания входит в четверку мировых лидеров в производстве электротехнического оборудования и информационно-технологических решений для предприятий энергетики.

На сегодняшний день у нас с GE подписан ряд соглашений по различным направлениям: системы диспетчерского управления энергосистемами, системы автоматизации подстанций, система релейной защиты и автоматики, географическая информационная система (ГИС). В перспективе — соглашение по основному оборудованию, которое позволит значительно расширить спектр наших услуг.

— Как вы находите и готовите специалистов?

— Востребованность новых технологий привела к необходимости формирования класса высококомпетентных специалистов, которые обладают пониманием специфики работы предприятий энергетики и имеют опыт реализации сложных IТ-проектов на энергообъектах. Очевидно, что все направления деятельности ЦКЭ должны быть обеспечены соответствующим составом технологов и специалистов в данной предметной области. Поиск таких специалистов — самая трудная задача. Мы занимаемся этим на протяжении двух лет, с момента создания ЦКЭ. В процессе реальной работы в среднем нами отсеивается около 10% новых сотрудников из-за несоответствия их уровня знаний и профессионального опыта нашим требованиям. Сотрудники, которых мы принимаем на работу, проходят обязательное обучение на курсах компаний-партнеров в Канаде и США, а также на семинарах, организованных на базе нашего учебного центра. После обучения сотрудники ЦКЭ сдают необходимые экзамены и получают сертификаты специалистов по конкретным решениям и технологиям. При необходимости некоторые сотрудники проходят стажировку в наших партнерских организациях. Мы также активно работаем с отраслевыми учебными институтами, например МЭИ, в двух направлениях: готовим кадры для предприятий и IТ-компаний, вербуя сотрудников для компании «Оптима-интеграция», и проводим экспертизу наших генеральных партнеров — поставщиков решений.

В настоящее время ЦКЭ — это уникальная команда более чем из пятидесяти технических специалистов и управленцев, способных реализовывать самые сложные проекты в энергетике.

— Какие IТ-решения наиболее востребованы сегодня в энергетике?

— В условиях реструктуризации энергетики появилось большое количество компаний нового типа, для информационно-технологического обеспечения бизнеса которых требуются новые технологии. В начале разговора я упоминал, что одной из наиболее актуальных проблем отрасли является модернизация устаревшего оборудования, и в этом процессе задействованы специализированные информационные технологии. Около полутора лет назад РАО «ЕЭС России» проводило внутреннее исследование состояния технических ресурсов энергообъектов, результаты которого показали: большинство предприятий энергетики сегодня работает на оборудовании, расчетный срок службы которого — 25—30 лет — давно превышен. То же исследование, которое проводило РАО «ЕЭС России» с 2001 по 2003 год, показало, что при существующих темпах его замены всю отрасль удастся «перевооружить» за 25 лет!

В рамках процесса модернизации и построения IТ-инфраструктуры сегодня на некоторых предприятиях внедряются системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) и системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), производится установка SCADA-систем, построение высокоскоростных каналов передачи данных, создание диспетчерских центров, оснащенных по последнему слову техники. Некоторые энергетические предприятия используют в своей работе мощные ERP-системы и системы управления электронным документооборотом, но таких предприятий крайне мало.

Новое руководство, пришедшее к управлению энергетическими предприятиями, как я говорил ранее, понимает, что комплексная автоматизация более выгодна, чем «точечная». Комплексным решением являются АСУ ТП и АСКУЭ, внедрение которых предусматривает целый ряд работ: создание развитой системы связи, установку серверного оборудования, создание системы обработки и хранения данных. Для осуществления эффективного мониторинга работы систем АСУ ТП и АСКУЭ их необходимо подключить к системе отображения информации. Построение системы отображения информации влечет за собой работы по сооружению инженерных систем здания и, как следствие, перепланировку помещения. Кроме того, все аппаратное и программное обеспечение должно быть интегрировано в единую информационную систему.

Заказчик, выбирающий «точечное» внедрение, как правило, ограничен бюджетом, поэтому автоматизирует отдельные участки, например АСКУЭ и сеть. Опыт нашей компании показывает, что при таком подходе через два-три года, когда перед заказчиком встает задача построения диспетчерского щита на базе ЭКП, существующей пропускной способности сети может не хватить и придется ее расширять, а это повлечет дополнительные затраты. Нужно также принимать во внимание факт технического и морального устаревания оборудования. Поэтому, несмотря на то что комплексная автоматизация дороже, затраты на нее окупаются быстрее, чем на «точечные» проекты.

— Существуют ли методы оценки рентабельности внедрения IT-проекта в энергетике?

— На мой взгляд, рентабельность проекта в энергетике можно оценить не через эффект от монтажа оборудования, например устройства продольной или поперечной компенсации, которое устанавливается на линии электропередачи, а через ущерб, который был при этом ликвидирован. Поэтому размер ликвидируемых убытков — самый объективный критерий оценки эффективности инвестиций.

— Как вы планируете развивать структуру и спектр услуг центра?

— Сегодня мы полностью готовы ответить не только на существующие потребности предприятий энергетики, но и на потребности, которые у них могут возникнуть в будущем. Для этого компаниями-партнерами нам предоставлены все необходимые технические решения. В прогнозировании спроса мы во многом ориентируемся на западный опыт. И по-прежнему будем уделять большое внимание повышению квалификации сотрудников, от грамотной работы которых в конечном итоге зависит успех того или иного проекта.

 

 

Справка «БОСС-IT»

«Оптима-интеграция» (ОАО «Оптима») — крупнейший системный интегратор, входящий в группу компаний «Оптима». Компания занимается разработкой и созданием комплексных информационных систем и телекоммуникаций с предоставлением всего спектра связанных с этим услуг: консалтинг, проектирование, поставка оборудования, пусконаладочные работы, разработка прикладного ПО, комплексная защита информации, обучение, техническая и сервисная поддержка. Штат компании «Оптима-интеграция» составляет около 540 человек, из которых более 300 — сертифицированные и аттестованные специалисты. Действующая в компании система качества соответствует международному стандарту ISO 9001-2000. Компания обладает уникальным пакетом из более чем 40 лицензий и сертификатов на выполнение всех видов работ по проектированию, реализации и аттестации информационных и телекоммуникационных систем. Компания «Оптима-интеграция» является официальным партнером известных лидеров в области информационных технологий. Среди них: Alcatel, APC, Barco, Cisco Systems, Check Point, Computer Associates, Dell, Emerson Process Management, Ericsson, IBM, General Electric, Hewlett Packard, Microsoft, MGE UPS Systems, Motorola, Nortel, Novell, Oracle, RIT, SAP, Sсhneider Electric, Siemens, Sun и др. Среди заказчиков компании — предприятия энергетики, нефтегазового комплекса, государственного сектора, промышленности, а также банки и страховые компании.

В продолжение инвестиционной деятельности компании, направленной на развитие новых технологий и начатой в 2003 году, в структуре «Оптима-интеграция» был создан Центр компетенции по системам управления в энергетике (ЦКЭ). Необходимость инвестирования в развитие IТ-технологий для энергетической отрасли была продиктована растущим спросом со стороны предприятий энергетики на современные специализированные IТ-решения, обусловленным реформированием отрасли. ЦКЭ объединил в себе весь имеющийся потенциал компании — практический и теоретический опыт, накопленный более чем за 10-летний период работы с крупными предприятиями топливно-энергетического комплекса, и штат высококвалифицированных сотрудников.

Задачей ЦКЭ является объединение усилий компании для разработки и освоения новых комплексных технологий, востребованных заказчиками. Коллектив ЦКЭ — это специалисты, имеющие большой опыт работы в области систем управления в электроэнергетике (ЦДУ ЕЭС, ОРГРЭС, ВНИИЭ) и неоднократно принимавшие участие в реализации сложных проектов по внедрению комплексных систем автоматизации и диспетчеризации объектов энергетики. Партнерами компании являются компании-лидеры в своей области: Elster (ABB) Metronica, Emerson, General Electric (GE), «Системы и технологии».

Среди крупных проектов ЦКЭ — внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) на Конаковской ГРЭС, модернизация АСУ ТП ПС «Машук», ПС «Хабаровская», ПС «Амурская» и ПС Приморской ГРЭС.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте